Зачем нужно обучать детей музыке…

Дина Кирнарская.

«Профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, заведующая кафедрой истории музыки, доктор искусствоведения Дина Кирнарская - автор научной монографии "Музыкальное восприятие"; ее статьи о психодиагностике музыкальных способностей неоднократно публиковались в журнале "Вопросы психологии", в английской и американской научной периодике. Дина Кирнарская изучала психологию музыки на факультете музыкального образования Лондонского университета, работала в Гарвардском университете (США). Теоретические и экспериментальные разработки Дины Кирнарской высоко оценены психологами в России и за рубежом. Семь лет назад Дина Кирнарская основала в РАМ имени Гнесиных продюсерский факультет, работой которого успешно руководит и в настоящее время».

 

Во-первых, музыка колоссально развивает математические способности, - утверждает Дина Константиновна, – мы это знаем, но об объяснениях как-то не задумывались. Вспомните, даже великий сыщик Шерлок Холмс играл на скрипке. Известно, что в музыкальном клубе  Оксфордского университета две трети его активных членов – математики и физики. Дирижер Эрнест Ансерме – профессиональный математик. Леонид Сабанеев, биограф Скрябина, замечательный пианист, композитор – профессиональный математик. Ну а про Бородина-химика нечего и говорить, он был композитором-дилетантом. Так что технические науки и музыка не противоречат, а поддерживают, питают друг друга. Почему? Дело в том, что в основе музыкальной деятельности, как и математической, лежат пространственные представления. Гриф, клавиатура, визуальные и слуховые представления идут рука об руку. И вот это колоссальное развитие пространственных представлений приводит к тому, что музыканты обладают хорошими математическими способностями. Музыка, как оказалось, развивает структурное мышление. И вот поэтому мы можем не бояться, что, занимаясь музыкой, человек что-то упустит.

Второе, о чем нужно говорить, это речевые способности. Сейчас все хотят, чтобы дети владели иностранными языками. Это путь в мир, ресурсы Интернета, международное общение. Можно нанять дорогого репетитора, заниматься пять раз в неделю, и успех будет средненький.  Но если вы будете учиться музыке, ребенок будет многое делать сам. Как это подтвердить? Языковое мышление находится в левом полушарии, и музыка частично там же. Музыка – это своеобразный праязык. Ученые уже установили, что музыка древнее речи. Это самая первая система общения. Языковое мышление и музыкальное – это сестры-неразлучки. Усвоение иностранного языка пойдет гораздо бойчее, проще, если ребенок будет заниматься музыкой.

Третье преимущество музыкальных занятий – это развитие коммуникативных способностей. У музыкантов оказываются более выраженными приспособляемость к обстоятельствам  и способность к общению. Музыкальные занятия – что это, как не знакомство с разными людьми? Мы знакомимся с Моцартом – галантным и изящным, с Чайковским – таким слезливым и чувствительным, Прокофьевым – спортивным и немного нахальным…. Музыкант – это человек, который слушает и слышит голос другого человека, он сопереживает, он может передать своей деятельностью имидж, характер, голос, жест другого человека. Музыканты – коммуникаторы, они общаются, и эту их способность нельзя упустить,  она даст детям в будущем грандиозный старт в карьере. Да я сама – менеджер, семь лет назад открыла продюсерский факультет. Ничего не было, только пустое место. Сейчас -  уже два выпуска продюсерского факультета. Мы готовим перспективнейшую профессию. Вот, кстати, еще один аргумент в пользу музыкального образования. А ведь люди его очень узко понимают. Музыкант? Значит, сейчас сядет, будет лупить по клавишам! Что она еще может-то? А вот вы слышали, есть такая профессия – музыкальный продюсер. Вот, например, группу «Тату» раскрутил, в общем-то, малограмотный человек. Но - талантливый психолог. А сейчас приходит новое поколение грамотных, образованных, обученных продюсеров, и они должны быть музыкально подкованы. Музыка – это не только классика, три копейки в кармане и вошь на аркане! Это шоу-бизнес, музыкальные редакторы, звукорежиссеры, музыкальные журналисты, продюсеры, это масса специальностей, в которых вам необходимо музыкальное образование. Вы разве не хотите, чтобы ваш ребенок стал продюсером? Это так красиво, да еще и выгодно, и  заработки хорошие. Талант руководителя, талант менеджера, нерв общения свойствен каждому из нас. Родители должны знать, что, отдавая детей заниматься музыкой, они делают их идеальными коммуникаторами. Это дети, которые смогут в дальнейшем прекрасно общаться.

И последний аргумент в пользу музыкальных занятий. Музыка воспитывает у человека многоканальное мышление. Это значит, что вы можете воспринимать информацию из разных источников и на ее основе принимать нужное решение. Именно этим мы занимаемся, когда читаем нотный текст с листа. «Нормальному» человеку этого не понять. Это все наши, чисто музыкантские способности. И все эти таланты необыкновенно востребованы в денежных областях. Музыкант – идеальный брокер на бирже. Всю информацию аккумулирует мгновенно. Вот я, к примеру, пишу книги, занимаюсь исследованиями психологии музыки, руковожу продюсерским факультетом, заведую кафедрой истории музыки, занимаюсь многими проектами. Будучи ученицей английской спецшколы, я начала учиться музыке по собственной воле, а не по настоянию родителей, как это обычно бывает. Никто не хотел этого, наоборот меня всячески  отговаривали. Была обычная районная музыкальная школа, потом училище Гнесиных, потом Московская консерватория…